Гражданские сообщества в муниципалитетах хотят закрепить законом.
Местные гражданские сообщества называют основой солидарности, источником публичной власти и социально-экономической модернизации страны. Однако, несмотря на актуальность вовлечения граждан в решение вопросов территориального значения, статус местных сообществ до сих пор не прописан в российском законодательстве. Председатель Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко рассказал «Парламентской газете», почему необходимо узаконить права этой формы общественного самоуправления. - Алексей Николаевич, на какой основе в России действуют местные сообщества? - Сегодня законодателем хотя и регламентируется правосубъектность местного населения в рамках муниципального образования, но при этом не дается определение местного сообщества. Правда, оно встречается в решениях Конституционного суда. В его постановлении от 01.12.2015 муниципальная власть определяется как власть местного сообщества в качестве первичного субъекта права на местное самоуправление. Есть как минимум четыре признака местного сообщества: Это общность людей по историческим, культурным, соседским и другим критериям Это территория, занимаемая сообществом в пределах определенных границ (географических, административных, экономических, информационных). Это социальное взаимодействие между членами сообщества (общие правила и нормы поведения, общая администрация, общие общественные услуги, взаимосвязь в производственной деятельности). Наконец, это чувство сообщества (психологическая идентификация с сообществом: общность ценностей, чувство принадлежности, чувство сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом и т.д.). Но самый важный, сущностный признак местного сообщества — наличие общих целей, направленных на решение вопросов местного самоуправления. - Нужно ли законодательно конкретизировать понятие местных сообществ? - Поступающие в наш комитет предложения как раз и направлены на то, чтобы четко прописать в законодательстве пространственно-территориальное единство определенной части населения с учетом сущностных критериев ее обособления и выделить в качестве самостоятельного субъекта. Ведь такое единство обеспечивается наличием у соответствующих лиц взаимных интересов, связанных с организацией жизнедеятельности по месту проживания. Возможно, в законодательстве о местном самоуправлении необходимо конкретизировать не только правовой статус местных сообществ, но и принципы их организации и деятельности, порядок и механизмы их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления. В законе об общих принципах организации местного самоуправления заложен потенциал развития гражданского общества на местах. Он предполагает реализацию индивидуальных прав граждан на участие в муниципальной власти: нормотворческую инициативу, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, обращения граждан в органы местного самоуправления и другие инструменты. - Как можно классифицировать местные сообщества с учетом их статуса? - Можно выделить два типа таких сообществ. Первый — территориальные сообщества. Главная цель их деятельности — содействие решению вопросов местного значения на территории проживания. Это прежде всего организации территориального общественного самоуправления (ТОС); домовые и уличные комитеты; местные инициативные группы по благоустройству территории; местные организации и инициативные группы по защите имущественных, жилищных прав и интересов местных жителей на соответствующей территории, а также товарищества собственников жилья, недвижимости (местных магазинов, рынков, пунктов бытового обслуживания населения и т.п.), садовые товарищества. Второй - функциональные сообщества. Их цель — содействие решению вопросов местного значения. Это местные отделения политических партий, профсоюзов, обществ защиты прав потребителей, ветеранских организаций, религиозных организаций, спортивных, краеведческих, туристских, охотничьих организаций, организаций автолюбителей, молодежных объединений, обществ инвалидов, женских организаций, творческих союзов, этнических общин и национальных диаспор и т.п. Чем больше ресурсов уходит у такого местного сообщества на реализацию своей функциональной цели и насколько она далеко или близко от муниципального интереса, настолько такое функциональное сообщество более «муниципально». Источник: Парламентская газета |