photo_2023-06-16_10-40-28

Что такое бизнес-модель по своей сути? Это план, без которого затевать новое дело не стоит ни начинающему, ни опытному предпринимателю. К кому можно обратиться для составления бизнес-модели или лучше действовать самостоятельно, на какие нюансы следует обратить внимание – ответы на эти и многие другие вопросы знают бизнес-педагоги Программы наставничества для начинающих предпринимателей.

Программа реализуется Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области, центром «Мой бизнес» Подмосковья в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», инициированного Президентом России.

Итак, какие составляющие необходимо учесть при разработке бизнес-модели, расскажем в этом материале.

Взлетит или нет?

Бизнес-модель нужно составить еще до того, как вы начнете свой бизнес. Появилась идея – займитесь моделированием. Это поможет протестировать идею, оценить нишу, понять целевую аудиторию, увидеть перспективы и определить скрытые риски. Бизнес-модель даст ответ на вопрос: «Имеет ли смысл этим заниматься? Взлетит или нет? Есть ли возможность заработать в этой нише деньги?»

Время, потраченное на хорошее планирование, имеет свойство компенсироваться

Бизнес-модель составляется помесячно и как минимум на год. При ее разработке нужно учесть различные параметры и прописать их развитие с учетом сезонности, спроса, конъюнктуры рынка.

Не зная свои расходы – невозможно их сократить

Бизнес-модель – простая история. Составить ее можно в обычной офисной программе, работающей с электронными таблицами. Глубоко «нырять» в программу не нужно. Достаточно освоить формулы сложения-вычитания.

Какие же параметры важны? Это выручка, расходы и налоги. Рассчитав всё, получаем чистую прибыль. По её величине можно понять, имеет ли этот бизнес право на жизнь или нет.

Например, при вложенных 2 млн рублей чистая прибыль составила 100 тысяч. Окупиться такой бизнес сможет только через два года – не радостная перспектива. А если прибыль будет равна полумиллионам, значит этот бизнес имеет право быть.

План по валу, вал по плану

Нужно построить план продаж, в котором четко определить, сколько единиц продукции или услуг будет продаваться ежемесячно и по какой цене. Выстраивать воронку продаж следует начинать с самого первого контакта с клиентом, даже когда речь о деньгах еще не идет.

Когда дело уже пошло, хочется, чтобы оно полетело

Важно учесть «пропускную способность» бизнеса. Берем, например, предприятие по грузоперевозкам. Понятно, что водитель не сможет работать в режиме 24/7. Поэтому, если количество заказов превысит возможные силы одного водителя, нужно нанять другого. Этот очевидный факт обязательно прописывается в бизнес-модели.

Создать хорошую компанию – как испечь хороший пирог: нужно взять правильные ингредиенты в правильных пропорциях.

Продажи сами по себе не начинаются. Расходы на их проведение также следует учесть в бизнес-модели. Что это за расходы?

Например, оплата агентам, которые продвигают услуги или товары компании. Принес агент миллион рублей – получил 20% агентских. Оставшиеся 800 тысяч пойдут на оплату аренды офиса, зарплату сотрудникам, банковское обслуживание, эквайринг, вай-фай, телевещание и т.д. У всех расходы будут разными, но «съедят» они до 70% выручки. И это не страшно!

Без четкого понимания, как стать прибыльным, бизнес не является бизнесом – это не больше, чем хобби

Бизнес-модель имеет право на существование, если чистая прибыль составляет не менее 30% от выручки. Это достаточный запас, который позволит остаться бизнесу на плаву даже в случае нестабильной ситуации на рынке.

Наставник Программы Дмитрий Мун считает, что в успешном бизнесе очень важно партнерство:

В числе ключевых факторов успеха любого предпринимателя –окружение, в котором он находится, – говорит Дмитрий. Через сообщество, в котором взаимодействует бизнесмен, формируется определенная насмотренность, и становятся понятны возможные допущения в развитии и дополнении своего продукта или услуги.

Очень важно, как это не покажется странным, не продавать что-то уникальное. Вернее, так: важны сопроводительные продукты, должен присутствовать элемент допродажи. Делаете эксклюзивные стрижки – замечательно, но предложите клиенту приобрести у вас и средство для укладки волос. Продаете особое топливо для автомобиля, продавайте одновременно и, например, продукты для быстрого перекуса.

Подробнее о поддержке бизнеса и программах обучения для предпринимателей Московской области можно узнать в Telegram-канале «Мой бизнес» Подмосковье. (https://t.me/mybusinessmo)