Новое исследование Центра политических технологий об отношении общества к процессам формирования единой системы публичной власти в России.
Формирование единой системы публичной власти в России началось вместе с конституционной реформой 2020 года, найдя свое продолжение в принятии нового федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» (№ 414 от 21.12.2021) и подготовке нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (принят в первом чтении 25 января 2021 года, пока что находится на рассмотрении). Масштабный процесс преобразований затрагивает все уровни власти в РФ, но остается не вполне понятным отношение к этим процессам со стороны общества.
С целью проанализировать общественное мнение в условиях продолжающейся реформы публичной власти в России Центр политических технологий провел масштабное количественное социологическое исследование, опросив 3226 респондентов в 57 субъектах федерации. Исследование проводилось методом телефонных интервью в период с 22 июня по 6 июля 2022 года. В нем мы стремились оценить отношение общества к трем уровням публичной власти, так или иначе затронутым реформой и играющим важнейшие роли в функционировании российского государства на региональном и местном уровнях. Для этого были рассмотрены: а) федеральные округа, как уровень федеральной власти, где ключевыми акторами выступают полномочные представители президента; б) субъекты федерации в лице их глав; в) муниципальные образования в лице их руководителей.
Контекст исследования задан недавним (декабрь 2021 г.) принятием федерального закона о единой системе публичной власти - в развитие конституционных поправок 2020 г., вводивших такое понятие, в частности, в статью 132, ч.3 и статью 80, ч.2. Смысл этой концепции в том, что все уровни власти – федеральный, региональный, местный – образуют единую систему, как гласит ч.2 статьи 132:
«Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.»;
Следует подчеркнуть, что предметом исследования были не компетенции разных уровней власти, а сугубо конкретный вопрос: особенности восприятия этих уровней власти населением.
Для обеспечения репрезентативного сравнения федеральных округов между собой выборка была составлена таким образом, чтобы число респондентов для каждого федерального округа было одинаковым. Кроме того, внутри каждого федерального округа, в условиях невозможности охватить абсолютно все регионы обеспечивалось сбалансированное представительство субъектов федерации разного типа, что позволяет элиминировать искажения, которые могут быть связаны с завышенным представительством одних регионов и заниженным (или отсутствующим) других.
С полным текстом исследования можно ознакомиться здесь