Одна из задач проекта – помочь людям со статусом «самозанятый» научиться зарабатывать на своем хобби. Казалось бы, все просто: умеешь что-то делать – зарабатывай. Однако этого недостаточно. Необходимо обладать навыками построения бизнес-плана, учета доходов и расходов, коммуникации с контрагентами, чтобы удержать свой бизнес на плаву и обеспечить его рентабельность.
Алла Цытович – эксперт с многолетним опытом управления крупными финансовыми организациями. Она успешно ведет свои бизнес-проекты, среди которых гостиничный и мебельный бизнес, консалтинг. Алла как никто другой знает, какие навыки требуются самозанятому для успешного развития своего дела.
Соизмеряйте свои действия с вложенными в дело ресурсами
Если вы тратите рабочее время, усилия и тем более деньги на развитие бизнеса, думайте о том, в какие сроки и какой доход должен к вам вернуться.
– Когда ко мне обращаются блогеры с просьбой прорекламировать свой продукт в моих соцсетях, я выдвигаю предложение о рекламе моего продукта на их площадке, – рассказывает Алла. – Без такого взаимообмена мне пришлось бы предоставлять им свою площадку с наработанными клиентами совершенно бесплатно, что для меня абсолютно невыгодно.
То же правило работает в маркетинге. Деньги, которые вы отдаёте SMM-менеджеру, должны привлечь к вам новых клиентов, увеличить продажи. Клиенты к вам не приходят спустя два месяца? Значит, платить такому маркетологу нет смысла.
Научитесь анализировать цифры и быстро считать
Для этого следует освоить работу с электронными таблицами, прослушать лекции по основам финансов и ведения бизнеса, а также научиться составлять самый примитивный бизнес-план.
Рисуем таблицу: первый столбец – «доходы», второй – «расходы» (без учета налогов). Доходы и расходы расписываем по месяцам. Каждый месяц из суммы доходов вычитаем расходы. Должно получиться 12 итоговых цифр. Показателей «доходы» и «расходы» достаточно, чтобы оценить стабильность бизнеса. Вы сразу увидите, где проседаете по расходам, когда уходите «в ноль». Считать нужно быстро, чтобы не допустить финансового провала и вовремя стабилизировать ситуацию.
Овладейте азами продаж
Конечно, можно прибегнуть к услугам менеджера по продажам. Но для вашего бизнеса гораздо надежнее, если вы тоже будете владеть этими навыками. Воронка продаж – не магия, а вполне реальный бизнес-инструмент. Из тысячи человек, которые услышали о вас, только пятеро приобретут ваш продукт. Это статистика. Вы фиксируете, как у вас работает воронка продаж, и далее анализируете: «Что я могу сделать, чтобы из тысячи мой продукт купили уже не пять, а сто человек». Это реально сделать, зная, как правильно продавать.
Выстраивайте долгосрочные партнерские отношения
Контрагент – это любое физическое или юридическое лицо, с которым вы заключили гражданско-правовой договор. Со всеми контрагентами нужно стремиться выстраивать долгосрочные отношения. Небольшой бизнес не рухнет от того, что вы переедете в другой офис в случае конфликта с арендодателем. Но если бизнес требует крупных инвестиций, переезжать будет куда сложнее.
Тщательно готовьтесь к визиту проверяющих
Проверка может нагрянуть в самый неожиданный и неудобный момент. Заранее посоветуйтесь со специалистами, как правильно пройти проверку и на что обратить внимание.
Не забывайте про экономическую безопасность вашего бизнеса
Вы должны понимать, какие показатели бизнес-плана могут подвергнуть ваш бизнес неоправданным рискам, когда имеет смысл приостановить его деятельность или даже продать, чтобы не оказаться банкротом.
И главное – верьте в себя и свои возможности, тем более, что рядом с вами опытные эксперты Программы наставничества, которая уже не один год помогает самозанятым успешно преобразовать любимое увлечение в прибыльное дело.